Вторник, 07.01.2025, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "СОШ №9"

Меню сайта
Категории раздела
Методические рекомендации [257]
Методические рекомендации, письма МОН РФ, МОН КК, УО Тбилисского района
ГИА-9, ГИА-11 [65]
Материалы к ГИА, в том чисел ГВЭ.
Государственная итоговая аттестация [9]
Лицензия, Свидетельство об аккредитации [2]
Финансовая и хозяйственная деятельность [0]
ФЗ "Об образовании в РФ" [1]
Отчет о результатах самообследования [1]
Оценка качества работы ОО [20]
Учебный планы МБОУ "СОШ № 9" [9]
Сведения об ОО [157]
Раздел сайта в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. №785
О защите персональных данных [2]
Раздел содержит информацию регламентирующую обработку персональных данных участников образовательного процесса МБОУ "СОШ № 9"
АнтиНарко [24]
Работа по атинаркотической напрвленности
Скажи наркотикам НЕТ! [0]
Материалы раздела посвящены мероприятиям антинаркотической напрвленности
Платные образовательные услуги [9]
Методическая копилка [6]
Методические разработки педагогов школы
Наставничество в школе [10]
Планы, графики, педсоветы, работы учителей
Каникулы [3]
Материалы по каникулам
Аттестация педагогических кадров [27]
Материалы по аттестации педагогических кадров
Культурный норматив школьника [3]
Культурный норматив школьника
Дистанционное обучение [6]
НПА и другие документы по ДО
Обучение одаренных школьников [10]
Методические материалы по обучению одаренных школьников
Марьина Валерия Валерьевна [4]
Аттестация Марьиной В.В. на первую квалификационную категорию
Антитеррор, противодействие экстремизму [5]
Антитеррор, противодействие экстремизму
food [0]
Ежедневные меню
Рабочие программы [118]
Рабочие программы
Питание в ОО [39]
Документы по питанию
Финансовая грамотность [14]
Материалы по финансовой грамотности
Точка роста [25]
Материалы по "Точке роста"
Архивы [0]
Архивы
Функциональная грамотность [4]
Функциональная грамотность
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Нормативные документы

Главная » Файлы » Государственная итоговая аттестация

Рекомендации психологу по ГИА
[ Скачать с сервера (108.7 Kb) ] 01.10.2019, 10:03

Рекомендации

для педагогов-психологов по подготовке обучающихся к ГИА

 

1. Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической подготовке к ГИА.

Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. Эти срывы зависят не от теоретической, а от психоло­гической подготовки, особенно в тех случаях, когда по ряду жизненных об­стоятельств у обучающихся возникали и закреплялись неадекватные способы эмоционального реагирования, определяемые.различными видами тревожности: мотивационной, самооценочной, межличностной, школьной, экзаменационной.

Следующие утверждения помогут определить, нужна ли деятиклассникам, сдающим ГИА, психологическая подготовка к предстоящим экзаменам.

Вспомните, какими вы бываете до или в период экзаменов, на учебных за­нятиях. Есть ли здесь утверждения; которые вы бы оценили как справедли­вые по отношению к вам.

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.
  2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку.
  3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятерку.
  4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание.
  5. Я, бывает, чувствую, что все забыл.
  6. Бывает, что «легкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь одним из лучших учеников.
  7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
  8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
  9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.

10.Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю.

11. Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимо­сти отвечать у доски.

12.Перед занятиями или экзаменом у мня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь.

Если получено больше 4 выборов, то это означает, что подверженность экзаменационному стрессу средняя и выше средней и всем учащимся данной группы было бы полезно пройти курс психологической подготовки к экзаме­нам.

 

2. Психокоррекционная работа.

 

Ниже предлагаются упражнения, которые подходят для ликвидации раз­ных видов тревожности. Необходимо провести от 8 до 15 тренировок. Заня­тия проводить через день, два, до и, при необходимости, в период экзаменов и учебных занятий.

  1. Представьте последовательно мелодию, цвет, пейзаж, вызывающие у вас состояние тревоги. Воспользуйтесь своими записями.
  2. Представьте ситуацию на экзамене, зачете, уроке, вызывающую у вас

тревогу.                                                                                     '          '

  1. Представьте, что у вас пересохло горло и колотится сердце.
  2. Изобразите свое состояние перед зеркалом, «дурачась».
  3. Успокойте дыхание: сделайте вдох на счет I, 2, 3, 4, задержите дыхание на 20-30 секунд и сделайте выдох на счет 1, 2. повторите 2-3- раза.
  4. Представьте мелодию, цвет, пейзаж, вызывающие состояние расслаб­ления.
  5. Продумайте собственное поведение в ситуации п. 2.
  6. Представьте себя своим любимым героем.
  7. Подкрепите чувство уверенности в себе соответствующими представ­лениями мелодии, цвета, пейзажа.
  8. Попробуйте дать ответ на заранее подготовленный вопрос перед зерка­лом и обязательно с улыбкой.

На каждом занятии добивайтесь отчетливых представлений, ощущений и естественного выполнения упражнений. Легкость выполнения упражнения 10 служит критерием достижения успеха тренировок.

 

3.   Экстренная помощь.
 

Выслушать и принять.

Дать ребенку возможность выговориться. Не спешить предпринимать ка­кие-то меры (в отношении родителей), не спешить давать советы или успо­каивать.

  • спокойно и внимательно слушать (активно);    -   расспросить о подробностях ситуации;
  • расспросить, как ребенок обычно выходит из таких ситуаций;
  • узнать, что он чувствовал в этой конкретной ситуации;
  • выяснить, отличалась ли данная ситуация от предыдущих и чем;

-    спросить, как он чувствует себя сейчас, когда рассказывает о том,
что с ним происходило.

Если ситуация единичная и до сих пор ребенок с аналогичными справ­лялся, обсудить, что, на его взгляд, помешало справиться с этой.

 

4.  Психопрофилактическая работа

Мышечная релаксация

Комплекс выполняется на коврике, но можно и сидя в кресле.

1. Ноги. Выпрямленную правую ногу на счет 1, 2, 3, 4, 5 медленно под­нимите на высоту 15-20 см с постепенным нарастанием напряжения мышц. Одновременно сделайте вдох. Задержите  напряжение мышц и дыхание на счет 1, 2, 3, 4, 5. Затем на счет «раз» сбросьте напряжение и сделайте выдох.

В течение 20 секунд прочувствуйте состояние расслабления. Вы­полните это упражнение для левой ноги. Затем выполните уп­ражнение для ног аналогичным образом, надавливая пяткой на

пол.

2.  Руки. Правая рука медленно поднимается вверх, перпендикулярно по­лу. Все остальное: фиксация напряжения, задержка дыхания и расслабление-- выполняется, как и для ног. Повторите это упражнение для ле­вой руки. Выполните упражнение, надавливая правой, а затем левой рукой на пол или подлокотники.

  1. Туловище. Сначала напрягаются мышцы пресса и груди с приподни­манием туловища и ног. Фазы те же: нарастание напряжения, фиксация напряжения и дыхания, расслабление, отдых в течение 20 секунд. За­тем выполняется упражнение для мышц спины с опорой на шею и пят­ки.                 
  2. Шея, голова, лицо. Поверните голову вправо с постепенным напряжением   шеи. Выполнив все фазы, повторите упражнения с поворотом головы влево. Теперь сожмите руки в кулаки, наклоните голову к груди с напряжением мышц шеи, сделайте гримасу, стараясь напрячь все мышцы лица. Выполните все фазы. Перед выходом из состояния релаксации вы проводите упражнение комплека 2 или находитесь в со­стоянии расслабления 5 — 10 минут.

Аутогенная релаксация

  1. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Прижмите голову к гру­ди и отпустите ее, расслабьте шею. Глаза прикройте. Руки опущены или на подлокотниках. Успокойте дыхание: сделайте глубокий вдох на : счет 1,2,3,4, медленно выдохните, на вдохе задержите дыхание на счет 1, 2, 3, 4.- Повторите про себя 3 раза: «Мне спокойно, совершенно спокойно,тело расслаблено».
  2. Представьте, что у вас в руках по ведру с водой. Как только представите, ведра медленно поставьте на пол. Подумайте: «Как приятно гудят мышцы рук!» Повторите по себя 3 раза: «Руки приятно отяжелели».

3. Представьте, что вы придерживаете ногами качели в виде доски на бревнышке. На другом конце доски - мешок с песком. Как только по­чувствуете напряжение в ногах, качели отпустите и подумайте: «Как приятно гудят мышцы ног!» Повторите про себя 3 раза: «Ноги приятно отяжелели».

4. Представьте, что левая рука опущена в тазик с горячей водой. Тепло разливается вверх по руке, до лопатки, по левой стороне груди. Повторите 3 раза: «Сердце бьется спокойно, ровно, мощно».

Выход из состояния релаксации

Эти два упражнения выполняются после тренировок и 5 - 10 минутно­го отдыха.

1. Сделайте три дыхательных цикла с приоткрытым ртом. Почувствуйте охлаждение нёба и языка, Прохлада распространяется на глазницы. Повторите 3 раза: «Мой лоб прохладный, мысли чёткие. Я буду дер­жать себя в руках. Мне легко дается напряжение в работе. Я умею на­стоять на своём ».

2. Медленно поднимите руки. Сожмите их в кулаки. Как только руки
окажутся над головой, посмотрите на кулаки и, потягиваясь, подумай­
те: «Всё тело освежилось, отдохнуло, наполнилось энергией».

Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после че­го сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового на­пряжения.

  1. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела.
  2. Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.
  3. Заняться какой-нибудь деятельностью (все равно какой). Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечь­ся от внутреннего напряжения.

 

5. Примеры формул достижения цели самопрограммирования.

 

  1. Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен -лишь только часть моей жизни.
  2. Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался саморегуляцией.

3.  Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

  1. Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  2. Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  3. Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
  4. Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам эк­замены.
Категория: Государственная итоговая аттестация | Добавил: defaultNick
Просмотров: 388 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск